Беседка для чайных церемоний
Чайная беседка
Требования к комфорту и уюту у дачников разные: кому-то достаточно сказочной панорамы за окном, а кто-то хочет оградиться от мира в четырех стенах, чтобы отдохнуть напротив камина.
Целевая аудитория сходится в одном – чаепитие не бывает лишним. Поэтому чайная беседка – уже не редкость на загородном участке.
Особенности проекта
Искусство чаепития пришло в нашу культуру не из Ближнего Востока и даже не из Англии. На самом деле Поднебесная и Индия делят между собой первенство по сбору, приготовлению и потреблению бодрящего напитка.
Поэтому перенимать особенности для тематического проекта надо у беседок этих стран:
- Небольшая площадь – 4-8 м²;
- Открытые полностью или частично проемы;
- Деревянный (реже керамический) каркас;
- Шатровая (реже вальмовая) кровельная система;
- Дощатый пол.
Поскольку тематическая беседка чаще всего представлена в летнем варианте, она может иметь второй этаж. Но в таком проекте стропильная система либо отсутствует, либо охватывает только лестничный пролет.
Актуальность проекта
Зная особенности чайной беседки, можно запросто выяснить, насколько она подходит загородной жизни. Ведь одного чаепития бывает недостаточно, чтобы утолить жажду к комфорту и уюту.
Поэтому тематическую конструкцию выбирают преимущественно:
- Поклонники восточной культуры;
- Владельцы дачных участков, расположенных на теплом Юге;
- Рационалисты, готовые устроить небольшую разборную конструкцию для экономии частной недвижимости и уменьшения расхода стройматериалов.
И действительно, чайная беседка вопреки своим небольшим размерам может не только радовать чаем, но также укрывать от осадков и солнца. А поскольку она собирается каркасным способом, то готовую конструкцию всегда можно разобрать при необходимости.
Конечно, чайная беседка может быть закрытой, возведенной из кирпича или бревен. Соответствующий вариант выбирают дачники, готовые греться тематическим напитком зимой-летом. Однако надо понимать, что соответствующее наслаждение может потребовать замены аксессуаров в зависимости от сезона.
Возведение и аксессуары
Чайный домик имеет небольшое или среднее пространство, а значит, его масса не сильно загружает фундамент. Соответственно, в качестве последнего можно использовать свайную или столбчатую подложку.
Что касается строительства, то оно происходит преимущественно методом сборки:
- Сначала расчищается местность;
- Далее идет углубление свай или столбов под фундамент с обязательной посыпкой дренажной прослойки;
- Следующий этап – крепление нижней обвязки;
- Далее необходимо установить вертикальные несущие столбы;
- Поверх столбов крепится верхняя обвязка;
- Обвязка дополняется стропильной системой, которая обшивается обрешеткой и заполняется кровельным материалом;
- Стены обшиваются обрешеткой и остекляются при необходимости.
Если внутри азиатских пагод выгодно устраивать низкий столик с отдельной чайной подставкой для розлива напитка, то русский колорит приветствует традиционную столешницу и самовар. Последний особенно актуален, если загородный участок соседствует с хвойным лесом, где можно собрать много шишек для чайной топки.
Пол приветствует мягкий коврик. Угол чайной беседки можно заполнить чайным шкафом. Но соответствующее изделие является признаком английского быта. В Азии чай чаще хранится на полках.
Чайную церемонию быстро портят насекомые, поэтому в проемах беседки должна быть установлена противомоскитная сетка.
В завершение
Чайная беседка – отличная возможность улучшить загородный отдых. И пусть тематическая конструкция уступает по прочности и герметичности аналогам, она запросто может послужить укрытием летом и при этом наслаждать чаем.
Чайный сад
Чай получил широкое распространение в Японии начиная с XII века, когда он был завезен из Китая и стал выращиваться при дзэн-буддийских монастырях. Сначала его использовали только в религиозных обрядах: подносили Будде и пили во время медитаций. В XIII веке обычай чаепития проник в среду аристократов и самураев. По блеску чайной церемонии и по числу гостей судили о самом хозяине – её устроителе. Церемонии в этом стиле назывались син-тя («дворцовый» стиль). Гости угадывали сорта чая – эта забава тоже пришла из Китая. Посуда для чайной церемонии была очень дорогой, ею дорожили не меньше, чем мечом. Ритуал чаепития стал символом аристократического времяпрепровождения.
В отличие от пышных чайных церемоний высокопоставленных особ, встречи простых людей за чашкой чая, называвшиеся суки-тя и носили куда более скромный характер. В XV веке (эпоха Момояма) священником Мурата Дзюко (1422-1502) был создан новый вид чайной церемонии. Он обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзен-буддизма. Чайная церемония стала восприниматься как способ отрешиться от забот и тягот суетного мира. Дзюко сформулировал 4 основных принципа чайной церемонии: гармония, почтительность, чистота и тишина и покой.
Сэн-но-Рикю в XVI веке разработал правила чайной церемонии и устройства чайных садов, основанные на принципе ваби – сдержанность и простота. Он говорил: «Принимайте своих гостей так, чтобы они чувствовали тепло зимой и прохладу летом. Положите уголь, чтобы вскипятить воду и приготовить чай, чтобы он был вкусным. Нет другого секрета». Сэн-но-Рикю закончил свою жизнь трагически – он сделал себе харакири. Поводом послужило грубое нарушение его учеником Тоётоми Хидэёси правил чайной церемонии. Военачальник Хидэёси был незнатного происхождения, но очень любил роскошь и почести. После одной крупной победы он устроил чаепитие на 5000 человек с музыкой и развлечениями. Протест духовного наставника стоил мастеру чайной церемонии жизни…
В эпоху Эдо чайная церемония стала более светской и стала больше походить на чаепития эпохи Хэйан. Увеличились размеры чайного домика, и обогатилась сама процедура. Детали чайных садов выполнялись с ситле кирей-саби («изящность и старина»). Предметы искусственно старили. Известная личность той эпохи – мастер Фурута Орибе (1544-1615), который получил официальное звание «высокий церемониймейстер чая».
И по сей день в Японии существуют несколько школ чаепития.
Есть красивая притча, которая помогает понять глубокий философский смысл, заложенный в японских садах.
Однажды учитель поручил ученику убрать сад. Ученик очень старательно мел дорожки, убирал с травы опавшие листья и сад стал безупречно чистым. Но учитель остался недоволен, что-то мешало ощутить полную гармонию. Он слегка потряс цветущее дерево вишни, и несколько лепестков упало на землю. Вот теперь картина в саду была идеальна.
Ничто не вечно. Ничто не закончено. Ничто не совершенно.
Классический чайный сад называется родзи. Все элементы сада были привычными и повседневными, но здесь они приобретали особое значение. Чайный сад – это сцена для философского спектакля с глубоким смыслом. Каждый элемент здесь должен быть на своем месте и выполнять определенную функцию.
Чайный сад разделяется на две части: внешний родзи и внутренний родзи. Они должны различаться по стилю оформления. Во внешней части должны присутствовать беседка для ожидания и декоративная уборная. Во внутреннем дворике размещаются колодец, декоративная мусорная яма, цукубай (место для омовения) и чайный домик (тясицу). Внешний и внутренний родзи разделяются простой изгородью, в которой есть двухстворчатые ворота. В чайных садах одной из школ ворота представляют собой отверстие для пролезания. Перед ним и за ним устанавливаются высокие плоские камни в качестве ступенек.
Все элементы соединяются между собой тоби-иси (шаговая дорожка из отдельных крупных плоских камней). Дорожка имеет очень важное значение, она символизирует путь чая – действо, приводящее к очищению.
Сам чайный домик – это небольшое скромное строение. Вход в него делают низким, чтобы человек мог пройти внутрь только согнувшись. Этот ритуал уравнивает всех участников чайной церемонии. И простолюдин, и князь должны поклониться, чтобы попасть в тясицу. Раньше рядом со входом делали полку для мечей, все гости должны были входить в тясицу безоружными.
Цукубай – место для омовения. Гости должны присесть на корточки, набрать из каменной чаши воды, омыть руки и прополоскать рот. Это обряд очищения. Форма цукубай может быть любой. Рядом с цукубай ставится каменный фонарь орибе-торо. По легенде мастер Фурута Орибе был христианином. Эта религия в Японии запрещалась. Орибе вырезал на ножке фонаря изображение Девы Марии, поклонялся ей, а никто не догадывался. Фонарь Орибе-торо всегда устанавливают рядом с цукубай. Низ фонаря должен быть прикрыт листвой. В чайном саду помимо орибе-торо ставят и другие каменные фонари, которые в темное время суток освещают территорию.
Принципы, лежащие в основе чайного сада:
Ваби и саби – скромность и простота
Сибуй – красота естественности
Югэн – прелесть недосказанности, скрытая красота вещей.
В чайных садах, как и в других садах Японии, возможны три степени проработанности композиции: син — полная, гё — полусокращенная и со — сокращенная. В основе этого представления лежит тридиция ситно, где божество может являться как гора, как окруженная горами возвышенность (ивасака) или даже как плоское место, засыпанное галькой (сики).
Садовые беседки, ротонды, чайные домики
Студия «Семь чудес света» использует уникальный материал для строительства беседок, ротонд и чайных домиков – архитектурный бетон VII MIRACULA. Он производится по авторской технологии, которая оттачивалась более 15 лет. В результате мы смогли создать смесь, которая в сыром виде напоминает глину, а в застывшем – может конкурировать по прочности с натуральным камнем.
Наши мастера способны соорудить беседку в любом архитектрном ключе. Имея значительный опыт работы, инженеры и архитекторы студии могут гарантировать надежность строения, а художники и скульпторы позаботятся о безупречном дизайне.
Эти малые архитектурные формы полностью созданы вручную мастерами нашей студии
В китайских садах садовые беседки традиционно являются местом для размышлений и медитации, любования пейзажем. Это беседки скромные, небольшие, рассчитанные на двух-четырех человек.
Садовые беседки — универсальное украшение сада и парка. Они используются главным образом для создания зон уединения, отдыха, чтения, свиданий, размышлений и творческой работы. В европейской традиции садовые беседки и их вариации — ротонды, перголы, искусственные гроты — располагают либо в наиболее выигрышных частях парка, либо наоборот там, где их расположение незаметно: за живой изгородью, деревьями, среди каменных скал.
При создании этих изделий мы использовали смесь собсвенного производства.
В популярных ныне стилизациях восточных павильонов выражается и взаимопроникновение культур, и глубокие традиции русского паркового искусства. (Вспомните популярность в XVIII веке стиля шинуазри). Естественно, современные образцы этого стиля рождаются в ином историческом контексте, в другую техническую эпоху. В Японии развитие садов, архитектуры связано с культом чая, с искусством чайной церемонии. На Дальнем Востоке питьё чайного напитка является особым действом; цель этого ритуала не эстетическая, а религиозно-нравственная (точнее, в Японии эти сферы не разделялись).
Традиция чаепития существовала в Японии с древности в монастырском быту, при дворе императора, сёгуна. Это было приятное времяпрепровождение с играми по угадыванию сорта чая. Но истинная чайная церемония сложилась благодаря мастеру Мурата Сюко (1422-1502 г.г.) и его последователей и продолжателей. В основе чайной церемонии лежит дзенское сознание, особый тип восприятия мира и человека. Чайный ритуал происходит в чайном доме, построенном вблизи жилого дома или монастыря. В XVI веке в Японии возникли специальные чайные сады — «тянива». Сад был обычно маленьким, к чайному дому вела узкая дорожка, называемая «родзи» — «земля, увлажненная росой». Сад готовил человека к восприятию красоты и гармонии.
Правила церемонии зависели от времени суток и времени года. Самое ценное в чайной церемонии — это атмосфера покоя, сосредоточенность. Беседа не обязательна. Каждый участник по-своему переживает красоту и истину мира.
Чайный дом — тясицу — по виду напоминает приют отшельника, хижину; построен из самых простых материалов — бамбука, дерева, соломы. Конструктивно он происходит из классического каркасного жилого дома, не имевшего опорных стен. Глиняные стены обрамлялись деревянными балками с красивой текстурой. Вход был низким, так что каждый посетитель должен был нагнуться, входя. Перед входом располагалась скамья для мечей. Пол дома поднят над землей; окна располагались низко, чтобы освещать сидящего на полу хозяина. Она без рам закрывались деревянными створками, оклеенными бумагой.
Размер чайного дома очень небольшой, около четырех татами (размер татами 190х95 см). В углублении пола располагался очаг. Интерьер обязательно включал нишу — токо-нома — для свитка с каллиграфией и цветочной композицией — тябана. Ограниченное пространство чайного дома и сада создавало особую среду церемонии. Чайная комната это место, где человек обращается к истинной простоте и освобождается от материального.
- Циклопическая кладка: как строили инки и греки
В массовом сознании древние сооружения ассоциируются с циклопической кладкой — огромными каменными блоками, из которых сложены постройки. И на это есть все основания: в архитектуре крупный тёсаный камень — классика из классики >>>
Тёсаный камень – это натуральный камень, поверхность которого обрабатывается и выравнивается резцом или киркой. Собственно, с таких блоков и началась история каменного строительства в бронзовом веке. >>>
Отделка дома искусственным камнем из архитектурного бетона — достаточно новая технология для отечественного зодчества, которая в Европе успешно работает ещё с XVIII века. Этот материал позволяет заказчикам, архитекторам и строителям реализовать практически любые по масштабам и степени сложности проекты. >>>
Каменная лестница в ландшафтном дизайнеЛестница как конструкция существуют на протяжении тысячелетий, но только с приходом Ренессанса архитекторы увидели в ней декоративный потенциал — мастера начали придавать этому элементу новые формы, украшали его колоннами, ковкой, скульптурами. Достаточно быстро лестница превратились в важный архитектурный объект и уже не теряла этого статуса. Лестницу, разумеется, используют и как элемент ландшафтного дизайна. И в этом случае она, возможно. >>>