8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Испано мавританские сады

Культпривет

История. Религия. Искусство.

Мавританские сады Испании

Уникальный памятник садово-паркового искусства оставили после себя арабы (в Европе их называли маврами), которые почти семь столетий (VIII-XIII) господствовали на Пиренейском полуострове. Позаимствовав опыт создания ирригационных сооружений в древних Египта и Рима, арабы умело использовали снеготаяния на горных вершинах и создали мощную гидротехническое систему.

Когда-то безводный и пустынный край пришлые народы превратили в богатый и цветущий уголок земли. Напомним, что основанная ими Кордова стала цивилизованным городом тогдашней Европы, а Толедо — центром образования. К сожалению, после изгнания мавров испанские религиозные фанатики разрушили все постройки и сады, сделав снова свой край безводным и пустынным.

Даже скупые материалы, дошедшие до наших дней, дают основание утверждать, что в истории садово-паркового искусства мрачного средневековья наблюдался чрезвычайно светлый промежуток, который можно назвать испано-мавританским стилем.
В основу садово-парковых комплексов резиденций халифов в Гренаде — Альгамбра (и Генералифе (XIII в.) — Положен небольшой дворик (200х1200 м) атриумная-перистильного типа (патио), который представлял собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом.

В Альгамбра (площадь 650х200 м) помещения группировались вокруг Двора мирт (площадь 47х33 м) и Двора левов (28-19 м). Двор мирт был окружен стенами домов с легкой аркадой, украшенной богатым орнаментом. В центре, вдоль всей оси двора, протянулся прямоугольный бассейн, обсаженный аккуратно подстриженным миртом. Главным зрительным эффектом было отражение аркады башни в воде бассейна.

Альгамбра, двор львов

Двор львов также был окружен стенами и аркадой, его почти квадратная территория пересечена двумя взаимно перпендикулярными каналами. В центре, в месте пересечения каналов, устроен фонтан из двух алебастровых ваз, которые держат на себе 12 черных мраморных львов.

Во Дворе королевы, украшенном фонтаном, по углам стоят четыре кипариса. Самое интересное, что и бассейн, и кипарисы вписаны в чрезвычайно сложный орнамент покрытие двора.

Ансамбль Генералифе (в переводе означает «архитектурный сад») — летняя резиденция халифов, расположенный выше на 100 м от комплекса Альгамбры и представляет собой ряд изолированных садов-патио на террасах. Особенно выделяется двор с каналом длиной 40 м, украшенный двумя рядами фонтанов, тонкие струи которых образуют арочную ажурную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

Основным мотивом садов является вода, которая должна усилить пустынность местного климата и раскрыть художественное богатство созданных с участием воды — стоячей, текучей и струящейся из-под земли — архитектурных композиций. Растительность играет в этих композициях подчиненную роль, но в каждом конкретном случае демонстрируется индивидуальное достоинство каждого растения. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживаются свободно. Стрижка как архитектурный элемент используется редко.

Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними видами достигался путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи внешних и внутренних элементов композиции широко используется и сейчас в ландшафтной архитектуре.

Поскольку жаркий климат не давал возможности использовать газон, большая часть территории была вымощенная, образуя из разноцветного камня самые прихотливые узоры. Широко в отделке подпорных стен и рядов используется майолика. Доминирующие цвета — голубой, желтый, зеленый.

Основными чертами испано-мавританского сада были:

простота планирования и индивидуальность решения;
регулярную планировку, обусловлено геометрическим планом патио;
композиционный центр, роль которого часто выполняет бассейн;
вход в сад часто располагался не по центру, а сбоку, что нарушает симметрию, зато обогащает общую картину сада.

Традиции и приемы испано-мавританского сада

В облике садов ислама, в их масштабах существует значительное разнообразие. Знаменитые сады Альгамбры, построенные между 1350 и 1500 гг., были очень небольшими по размеру. Сады, окружающие дворец, представляют собой регулярные композиции. Подобно другим средневековым садам Европы, они находились во внутренних дворах замка. Их отличает арабская структура орнамента, характерная мусульманская система водных элементов, особенно в так называемом Львином дворе, получившем свое название от фонтана с фигурами львов и Миртовый двор, получившем свое название от преобладающих стриженных миртовых деревьев в саду.

Во дворце можно выделить три части, соединенные друг с другом проходами. Каждая из частей имеет дворик (патио) с садом и фонтанами.

Золотые залы, богато орнаментированные и предназначенные для судебной администрации и приема публики.

Вторая часть дворца — группа Посольских залов — лежит на оси Миртового двора, обрамлен камнем и подстриженной зеленью кустарников, в его торцах расположены два фонтана. Небольшую часть, площади сада, занимает водоем. Особенность этого двора и других дворов Альгамбры в строго геометрическом рисунке плана, в широком применении декоративных водоемов и фонтанов, а также в использовании горшечных культур в растительном убранстве.

Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада. Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Читать еще:  Идеи домашнего сада

Вода — основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным в перилах лестниц, то узкой полосой пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стремление показать ценность каждой ее капли. Растительность используется таким образом, чтобы продемонстрировать индивидуальные достоинства каждого экземпляра.

Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Как архитектурный элемент стрижка применялась редко. Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением. В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цветных покрытий. Декоративное мощение — один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета — голубой, желтый, зеленый.

Таким образом, сформировался испано-мавританский стиль с комплексом своих приемов, соответствующих требованиям времени, природы, национальным традициям.

Характерные черты арабского садово-паркового искусства: 1. Геометрическая планировка на замкнутом пространстве с активными включениями различных видов оград в общую композицию. 2. Патио как новый тип сада. 3. Ассимиляция культуры паркостроения завоеванных народов. 4. Ограниченное применение декоративных устройств. 5. Использование рельефа (террасы) в качестве основных элементов ландшафта. 6. Применение воды в виде фонтанов и каскадов. 7. Учет индивидуальных свойств растений.

В XVIII и XIX веках Альгамбра пришла в упадок. В ее зданиях были размещены дешевые кабаки, там находили себе приют воры и нищие. С 1808 по 1812 год в Альгамбре квартировали солдаты Наполеона, превратившие дворец в конюшни и казармы. Уходя, они взорвали часть башен. Когда Альгамбра получила статус национального памятника, началось ее возрождение.

Сады Гранады описал итальянский путешественник Андреа Наваджеро. Он восхищался дворами, фонтанами, миртами, апельсиновыми деревьями. И здесь, действительно, есть чему удивляться. Так, например, вода в садах появляется часто неожиданно, благодаря совершенной системе водоснабжения. В садах Хенералифе великолепно сочетаются геометрические формы подстриженных деревьев и кустов, зеркальная поверхность узких каналов и яркие, причудливые по форме цветы.

Под влиянием архитектуры Альгамбры был решен позднее (в XIV в. второй знаменитый ансамбль Испании — Альказар в Севилье.

По-иному выглядят сады Средней Азии, знакомые по множеству блестящих миниатюр и по существующим садам, неуклонно сохраняющим традиционный облик.

Особой формой открытых пространств мусульманского Востока были дворы мечетей, достигавшие значительных размеров. Дворы мостили каменными плитами, в центре дворов находились павильоны, бассейны для омовения или даже гигантский каменный пюпитр для Корана (в Самарканде).

Монастырские парадизы. Средневековье вошло в историю как период строительства монастырей, замков, крепостей с неизменными высокими башнями, рвами, заполненными водой. При монастырях вошло в правило устраивать свои сады-парадизы.

Термин «парадизы» был заимствован от названия охотничьих садов-угодий древних персов. Однако монастырские сады-парадизы — прообразы райского сада на земле — были небольших размеров. Они помещались в правильной формы прямоугольном дворике-клуатре, обрамленном галереями и окруженном монастырскими зданиями. В центре располагался фонтан или апельсиновое дерево. В таких садах, как писал св. Августин, он собирал братьев для философских бесед, как некогда это делали Платон, Аристотель, Феофраст в садах Греции.

Ландшафтный дизайн в мавританском стиле

Осуществить планировку собственного приусадебного участка так, чтобы у гостей захватывало дух от восторга и при этом не обращаться к дорогостоящим услугам профессионалов в области ландшафтного дизайна — задача хоть и сложная, но вполне осуществимая. Для её реализации очень важно чётко определить для себя общий дух, которому должен соответствовать проект, и стараться, по возможности, придерживаться классических канонов заданного направления. О том, какими принципами следует руководствоваться для оформления придомовой территории в неизменно модном мавританском стиле — ниже во всех деталях и подробностях.

История стиля и его классические каноны

Мавритания — современной мусульманское государство в Западной Африке с богатой и непростой историей, которая нашла отражение в традициях, вкусах и отношении к обустройству собственного жилища. Так, на протяжении ста веков до Рождества Христова аборигенов негроидной расы постепенно вытеснили кочевые племена берберов, позже принявших ислам. Начиная с XI столетия новой эры страна была полностью завоёвана арабами, которые постепенно привили берберам и неграм не только язык и религию, но и собственные представления о красоте.

Однако, хотя мавританский стиль является воплощением духа средневекового мусульманского государства и призван воссоздать атмосферу оазиса благодатной прохлады и роскоши посреди изнывающей от жажды пустыни, что вполне соответствует географии Мавритании, история появления этого направления в ландшафтном дизайне связана вовсе не с Африкой, а с Европой.

Читать еще:  Интерьер маленьких садовых домиков

В VIII–XVI вв. на территории современной Испании существовало арабское государство — Гранадский эмират. Непосредственное соседство двух культур — восточной и западной — вовсе не было мирным, но, тем не менее, они неизбежно оказывали друг на друга непосредственное влияние, удивительным образом сплетаясь и создавая нечто новое, не характерное ни для христиан, ни для мусульман.

Именно в таком «сочетании несочетаемого» была создана Аламбра — знаменитый дворец-крепость, окружённый роскошным парковым ансамблем, который арабы возвели на вершине живописного холма в Южной Испании. Долгое время Аламбра была резиденцией династии правящих в Гранаде эмиров, но в 1492 году её завоевали испанцы — король Фердинанд II Арагонский и его супруга Изабелла I Кастильская.

С воцарением в арабских садах средиземноморских монархов внешний вид архитектурного комплекса был видоизменён и ещё больше адаптирован под европейскую культуру, и прежде всего это выразилось в том, что присущую мусульманским эмирам любовь к роскоши испанские завоеватели использовали для оформления внутренних двориков собственных домов, сохраняя при этом исходную изысканность и утончённость линий.

В итоге таких странных метаморфоз и преобразований родился стиль, названный, впоследствии, мавританским. Именно эта особенность позволяет широко использовать традиции мавританского стиля в ландшафтном дизайне, в том числе, при оформлении частных приусадебных территорий.

Видео: проект испано-мавританского сада

Характерные черты участка, обустроенного в мавританском стиле

Мавританский сад — это островок зелени посреди пустыни. Здесь должно присутствовать всё, о чём может мечтать утомлённый зноем путник, представляя себе рай на земле: благоухание свежей травы и экзотических цветов, журчание живительного ручья, лёгкий прохладный ветерок, — словом, буйство красок, звуков и ароматов. В целом, для соответствия этой идее «рукотворность» не так уж важна, ведь богатая природа в её первозданности сама по себе выглядит восхитительно.

Тем не менее в современной интерпретации мавританский стиль ландшафтного дизайна предполагает соблюдение вполне определённых правил:

  1. Наличие источника воды в центре композиции. Это может быть искусственный водоём, фонтан либо водопад, однако именно вокруг воды должны выстраиваться все остальные элементы. Поскольку ислам исповедуют народы, живущие на территориях жарких стран с преимущественно пустынным климатом, отношение к воде как к чему-то сакральному нашло чёткое отражение во всей системе миропонимания и мышления мусульман. Без воды нет жизни, невозможен без неё и мавританский ландшафт.
  2. Правильные геометрические формы. Мусульмане, как известно, придерживаются строгого харама (запрета) на изображение любых живых существ. Философская причина этого странного, на европейский взгляд, ограничения, состоит в следующем постулате: тот, кто создаёт образ человека или животного, уподобляет себя Творцу, Аллаху, а это — великий грех. Поскольку исполнение подобного требования значительно сужает поле творчества художников, скульпторов и архитекторов, в арабском стиле первостепенное значение придаётся изящности, и, в то же время, чёткости линий.
  3. Соблюдение композиционного принципа «чор-бак», дословно переводящегося как «четыре сада». Он предполагает деление участка на четыре части в форме правильных квадратов (куб и квадрат являются священными символами ислама). Границы этого раздела расходятся от центра по сторонам света (на больших площадях каждая четверть, в свою очередь, должна делиться таким же образом). Этот принцип олицетворяет четыре реки Эдема — Тигр, Евфрат, Джейхун и Фисон. В центре каждого квадрата, согласно классическим канонам, снова должен располагаться источник воды. Разделительными линиями могут выступать вымощенные камнями аллеи или дорожки, живые изгороди, а ещё лучше — каналы (ручьи).
  4. Внутренний дворик. Это пространство может находиться в любой части участка, но при этом важно, чтобы территория была закрыта от посторонних глаз постройками либо растительностью. В соответствии с мусульманской традицией, здесь, в полном уединении и вдали от суеты и посторонних глаз, хозяин может по-настоящему ощутить гармонию с природой, предаться размышлениям о вечном, обратиться к Богу.
  5. Многочисленная и разнообразная зелень. Очень важно, чтобы она была высажена хаотично и выглядела нарочито запущенно. Контраст строгих линий в построении схемы участка и полной свободы в подходе к его растительному оформлению — одна из основополагающих черт мавританского стиля. Кусты и деревья не должны подвергаться стрижке, а травы и цветы подбираться так, чтобы их цветовая гамма была как можно богаче и причудливее.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • память (3)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Мавританские сады — история и современность.

Мавританские сады — история и современность.

Мавританские сады ведут свое происхождение от облагороженных оазисов – главной радости человека, живущего в пустыне. Именно это и предопределило главные особенности мавританского стиля в ландшафтном дизайне – обилие зелени, пышных экзотических цветов, ярких красок, а также воды, то есть того, чего так не хватает кочевнику в песчаной пустыне.

Читать еще:  Использование насадок блендера

C другой стороны, мавританские сады – прямые наследники знаменитых садов древности, среди которых было одно из семи античных чудес света – Висячие сады Семирамиды.

Для восточных садов пустынного пояса характерно стремление к максимальной пышности на фоне необходимости экономить воду. Водоемы мавританских садов – пруды, фонтаны, каналы обычно невелики по размеру, но устроены таким образом, чтобы вода все время была в поле зрения.

Центром мавританского сада чаще всего является фонтан или пруд, от которого расходятся по сторонам света четыре канала, как четыре реки, которые вытекают из райского сада. И сам мавританский сад в своей классической форме как бы повторяет в миниатюре образ мусульманского рая.

Каналы, как правило, делят сад на четыре равных квадрата, а если сад велик, то каждый квадрат может быть поделен еще на четыре меньшими каналами с тем, чтобы вода все время мелькала в просветах пышной растительности.

В плане мавританские сады отличает геометрическая правильность, но в отличие от садов регулярного стиля, здесь выверенный геометрический план, подражающий восточному орнаменту, сочетается с естественным буйством растительности, разнообразие которой просто поражает. Мавританский сад от компании ПозитивПроект – это множество оттенков зеленого в листве и стеблях растений и бесконечное многообразие цветов, опьяняющих любого, кто пришел в этот сад, своим дивным ароматом.

Растения в мавританском саду без крайней необходимости не стригут и не обрезают, они растут свободно, и если им достаточно воды, то заполняют собой все пространство между каналами, водоемами и дорожками.

Непревзойденного расцвета мусульманские сады достигли в Испании, и когда христиане отбили у мусульман Гранаду и впервые попали в дворцовые сады Альгамбры, они, при виде открывшейся красоты сочли, что она – плод колдовства и чародейства.

Современный мавританский стиль в европейском ландшафтном дизайне следует именно испанским канонам. Существуют и другие вариации мавританского стиля, но они распространены главным образом на Востоке, а в Европе менее популярны.

Испанские сады мавританского стиля были, как правило, невелики по размеру и чаще всего занимали внутренние дворики зданий. И сегодня подобные сады можно без труда разбить в современном патио или на участке скромных размеров.

Сердцем мавританского сада является водоем. Это может быть пруд, фонтан или бассейн (яркие образцы – Тадж-Махал, мавзолей Хумаюна). Он располагается таким образом, чтобы вода была заметна из любого уголка сада. В представлении мусульман в райском саду протекают четыре реки, поэтому в идеале от водоема должны симметрично отходить четыре ручья-канала. Для жарких мавританских садов вода – это большая ценность, поэтому водоемы обычно не очень большие по размеру, а фонтаны не имеют напора. Для мавританского сада также традиционны мини-фонтаны – небольшие журчащие ручейки, которые струятся из декоративных вазонов.

Мавританским садам, также как и французским, свойственны геометрическая правильность и регулярность в планировке. Ручьи разделяют сад на четыре равных квадрата по сторонам света, а если участок большой, то внутри этих квадратов создаются меньшие квадраты – так, чтобы между растительностью всегда мелькала вода. (Формы квадрата и куба в исламе священны.)

Дорожек в мавританском саду много, и они довольно просторные. Если у европейцев свободное пространство принято покрывать газоном, то здесь, согласно традициям бережного отношения к воде, идет почти сплошное мощение. Для создания дорожек применяются разноцветная плитка или камни. Из светлой плитки – белой, голубой, желтоватой – выкладываются замысловатые восточные узоры. Применяется и шахматный порядок. Кстати, подобный прием характерен для интерьера в модном марокканском стиле.

Благоухающие цветы. Главный акцент в выборе растений для мавританского сада делается на их аромате. Причем учитывается даже сочетание запахов – оно должно создавать во время цветения приятную композицию. Кроме того, растения подбираются по цвету и с разными сроками цветения, чтобы сад круглое лето радовал взор и обоняние. Рядом с водоемом в мавританском саду часто располагается розарий. Растения в мавританском саду подстригают крайне редко, и они постепенно заполняют все свободное пространство между ручьями и дорожками.

Мавританский газон – единственный из всех видов газона, который косят всего лишь раз за лето. В отличие от английского газона, состоящего из плотно засеянной и коротко подстриженной травы, придающей пейзажу аккуратный, но довольно однообразный вид,мавританский газон представляет собой фактически луг с целым набором полевых цветов . Большинство растений, входящих в состав мавританского газона, являются прекрасными медоносами и привлекают в сад пчел, шмелей и бабочек. Это делает газон еще более красочным и придает ему особое очарование. Сейчас смесь цветочных культур для мавританского газона можно легко найти в продаже. Обычно она содержит не менее пяти-шести видов растений с разными сроками цветения. Чаще всего в ее состав входят злаковые, а также быстрорастущие однолетники — василек, календула, мак, лен, маттиола, нигелла, эшольция и др.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector